Skip to content
 

Спиноза, афоризмы

B.SpinozaБенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, ивр. ברוך שפינוזה‎; лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист. Считал человека частью природы, а все его действия — включенными в цепь универсальной мировой детерминации (доктрина о всеобщей причинности).

Во взглядах на общество Спиноза, один из виднейших представителей теорий «естественного права» и «общественного договора».

Огромное атеистическое значение имела библейская критика Спинозы. Он одним из первых (в «Богословско-политическом трактате») стал рассматривать Библию (её Ветхий завет) как обычный исторический источник, пришёл к выводу о том, что Моисей не может быть автором Пятикнижия (как считала религиозная традиция).

  • В желании выражаться сущность человека.
  • Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнять определённое дело, с этого момента его осуществление становиться для вас невозможным.
  • Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

  • Страх возникает вследствие  бессилия духа.
  • Всё то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.
  • Свободный человек ни о чём так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит о жизни, а не о смерти.
  • Блаженство – не награда за добродетель, но сама добродетель.
  • Истина – пробный камень самой себе и лжи.
  • Незнание – не довод. Невежество – не аргумент.
  • Понимание – начало согласия.
  • Ссылка на авторитет – не довод.
  • Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.
  • Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
  • Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.
  • Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
  • Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие, и наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие.