Skip to content
 

Екклесиаст, библейские афоризмы

  • Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!

(гл. 1, ст. 2)

  • Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

(гл. 1, ст. 4 — 11)

  • Все вещи в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

 (гл. 1, ст. 8 )

  • Предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём.

 (гл. 1, ст. 13)

  • Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

 (гл. 1, ст. 15)

  • Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

 (гл. 1, ст. 18 )

  • И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.

 (гл. 2, ст. 13, 14)

  • Мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни всё будет забыто, и увы! Мудрый умирает наравне с глупым.

 (гл. 2, ст. 16)

  • Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

 (гл. 3, ст. 1 — 8 )

  • Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета! Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

 (гл. 3, ст. 19-21)

  • Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что этодоля его; ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?

 (гл. 3, ст. 22)

  • Всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!

 (гл. 4, ст. 4)

  • Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также. если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвётся.

 (гл. 4, ст. 9 — 12)

  • Не торопись языком твоим и сердце твоё да не спешит произнести слово… Слова твои да будут немноги.

(гл. 5, ст. 1)

  • Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех… Во множестве слов — много суеты.

 (гл. 5, ст. 4, 5)

  • Кто любит серебро, тот не насытится серебром.

 (гл. 5, ст. 9)

  • Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается.

 (гл. 6, ст. 7)

  • Кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?

(гл. 6, ст. 12)

  • Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых.

 (гл. 7, ст. 5)

  • Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

(гл. 7, ст. 7)

  • Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

(гл. 7, ст. 8)

  • Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

 (гл. 7, ст. 9)

  • Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй.

 (гл. 7, ст. 14)

  • Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание… ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

(гл. 7, ст. 20 — 22)

  • Горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце её — силки, руки её — оковы.

(гл. 7, ст. 26)

  • Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей?

(гл. 8, ст. 1)

  • Сердце мудрого знает и время и устав… для всякой вещи есть своё время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?

(гл. 8, ст. 5 -7)

  • Не скоро совершается суд над худыми делами: от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

 (гл. 8, ст. 11)

  • Есть такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.

(гл. 8, ст. 14)

  • Нет лучше для человека под солнцем, как есть пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его.

(гл. 8, ст. 15)

  • Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек не трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого; и если бы такой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.

(гл. 8, ст. 17)

  • Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву.

(гл. 9, ст. 4)

  • Не проворным достаётся успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не разумным — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.

(гл. 9, ст. 11

  • Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

 (гл. 9, ст. 12)

  • Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.

 (гл. 9, ст. 17)

  • Мудрость лучше воинских орудий.

(гл. 9, ст. 18 )

  • Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди.

(гл. 12, ст. 11)