Skip to content
 

Притчи царя Соломона

  • Глупцы только презирают мудрость и наставление.

(гл. 1, ст. 7)

  • Упорство невежд убьёт их, а беспечность глупцов погубит их.

(гл. 1, ст. 32)

  • Когда мудрость войдёт в сердце твоё, а знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы.

(гл. 2, ст. 10 – 13)

  • Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум — потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей; она хороша известна всем, приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие — в правой руке её, а в левой у неё — богатство и слава; из уст её выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути её — пути приятные, и все стези её — мирные. Она — древо жизни для тех, которые приобретают её, — и блаженны, которые сохраняют её!

(гл. 3, ст. 13 — 18 )

  • Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это.

(гл. 3, ст. 27)

  • Не замышляй против ближнего своего.

(гл. 3, ст. 29)

  • Не ссорься с человеком без причины.

(гл. 3, ст. 30)

  • Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени её, и она возвысит тебя.

(гл. 4, ст. 7- 9)

  • Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят… Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои будут тверды.

(гл. 4, ст. 23 -27)

  • Когда будешь не ленив, то как источник, придёт жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.

(гл. 6, ст. 11)

  • Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

(гл. 8, ст. 10 — 11)

  • Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.

(гл. 10, ст. 4,5)

  • Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

(гл. 10, ст. 12)

  • Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

(гл. 10, ст. 18 )

  • При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.

(гл. 10, ст. 19)

  • Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.

(гл. 10, ст. 26)

  • Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.

(гл. 11, ст. 3)

  • Правда прямодушных спасёт их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.

(гл. 11, ст. 6)

  • Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.

(гл. 11, ст. 12)

  • Верный человек таит дело.

(гл. 11, ст. 13)

  • Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.

(гл. 11, ст. 22)

  • Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идёт по следам празднолюбцев, тот скудоумен.

(гл. 12, ст. 11)

  • От плода уст своих человек насыщается добром, а воздаяние человеку — по делам рук его.

(гл. 12, ст. 14)

  • У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

(гл. 12, ст. 16)

  • Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.

(гл. 12, ст. 20)

  • Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

(гл. 12, ст. 23)

  • Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

(гл. 12, ст. 24)

  • Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

(гл. 12, ст. 25)

  • Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

(гл. 13, ст. 3)

  • Душа ленивого желает, но тщетно.

(гл. 13, ст. 4)

  • От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость.

(гл. 13, ст. 10)

  • Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.

(гл. 13, ст. 11)

  • Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни.

(гл. 13, ст. 12)

  • Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.

(гл. 13, ст. 17)

  • Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

(гл. 13, ст. 21)

  • Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка.

(гл. 13, ст. 24)

  • Мудрая женщина устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

(гл. 14, ст. 1)

  • В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых — охраняют их.

(гл. 14, ст. 3)

  • Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение.

(гл. 14, ст. 8 )

  • Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.

(гл. 14, ст. 10)

  • И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

(гл. 14, ст. 13)

  • Глупый верит каждому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

(гл. 14, ст. 15)

  • Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

(гл. 14, ст. 16)

  • Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

(гл. 14, ст. 17)

  • Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

(гл. 14, ст. 21)

  • От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

(гл. 14, ст. 23)

  • У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

(гл. 14, ст. 29)

  • Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

(гл. 14, ст. 30)

  • Гнев губит и разумных.

(гл. 15, ст. 1)

  • Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

(гл. 15, ст. 4)

  • Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

(гл. 15, ст. 18 )

  • Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

(гл. 16, ст. 18 )

  • Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

(гл. 16, ст. 32)

  • Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

(гл. 17, ст. 1)

  • Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным.

(гл. 17, ст. 5)

  • Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга.

(гл. 17, ст. 9)

  • На разумного сильнее действует выговор, чем на глупого сто ударов.

(гл. 17, ст. 10)

  • Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.

(гл. 17, ст. 11)

  • Лучше встретить человеку медведицу, лишённую детей, нежели глупца с его глупостью.

(гл. 17, ст. 12)

  • Кто за добро воздаёт злом, от дома того не отойдёт зло.

(гл. 17, ст. 13)

  • Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она

(гл. 17, ст. 14)

  • К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.

(гл. 17, ст. 16)

  • Коварное сердце не найдёт добра, а лукавый язык попадёт в беду.

(гл. 17, ст. 20)

  • Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

(гл. 17, ст. 22)

  • Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

(гл. 17, ст. 27)

  • И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

(гл. 17, ст. 28 )

  • Глупый не любит знания, а только высказывает свой ум.

(гл. 18, ст. 2)

  • Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

(гл. 18, ст. 4)

  • Нерадивый в работе своей — брат расточителю.

(гл. 18, ст. 10)

  • Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.

(гл. 18, ст. 23)

  • Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

(гл. 18, ст. 25)

  • Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба.

(гл. 19, ст. 13)

  • Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

(гл. 20, ст. 3)

  • Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.

(гл. 20, ст. 5)

  • Предприятия получают твёрдость через совещание.

(гл. 20, ст. 18 )

  • Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

(гл. 20, ст. 20)

  • Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать.

(гл. 20, ст. 25)

  • Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

(гл. 21, ст. 3)

  • Помышления прилежного стремятся к изобилию. а всякий торопливый терпит лишение.

(гл. 21, ст. 5)

  • Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

(гл. 21, ст. 9)

  • Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, то и сам будет вопить, — и не будет услышан.

(гл. 21, ст. 13)

  • Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

(гл. 21, ст. 15)

  • Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

(гл. 21, ст. 19)

  • Кто хранит уста и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

(гл. 21, ст. 23)

  • Доброе имя лучше большого богатства, а добрая слава лучше серебра и золота.

(гл. 22, ст. 1)

  • Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперёд, и наказываются.

(гл. 22, ст. 3)

  • Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым.

(гл. 22, ст. 24)

  • Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

(гл. 22, ст. 28 )

  • Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его.

(гл. 23, ст. 6)

  • В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.

(гл. 23, ст. 9)

  • Приложи сердце твоё к учению и уши твои к умным словам.

(гл. 23, ст. 12)

  • Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

(гл. 23, ст. 22)

  • Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.

(гл. 25, ст. 11)

  • Золотая серьга и украшение и чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.

(гл. 25, ст. 12)

  • Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.

(гл. 25, ст. 17)

  • Что город разрушенный без стен, то человек, не владеющий духом своим.

(гл. 25, ст. 28 )

  • Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему.

(гл. 26, ст. 4)

  • Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.

(гл. 26, ст. 5)

  • Подрезывает себе ноги, терпит неприятности тот, кто даёт словесное поручение глупцу.

(гл. 26, ст. 6)

  • Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.

(гл. 26, ст. 12)

  • Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.

(гл. 26, ст. 17)

  • Уголь — для жара и дрова — для огня, а человек сварливый — для разжжения ссоры.

(гл. 26, ст. 21)

  • Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

(гл. 26, ст. 23)

  • Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой.

(гл. 27, ст. 2)

  • Тяжёл камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.

(гл. 27, ст. 3)

  • Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

(гл. 27, ст. 4)

  • Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена — равны.

(гл. 27, ст. 15)

  • Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

(гл. 27, ст. 17)

  • Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку.

(гл. 27, ст. 19)

  • Что плавильня — для серебра, горнило — для золота, то для человека уста, которые хвалят его.

(гл. 27, ст. 21)

  • Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.

(гл. 27, ст. 22)

  • Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.

(гл. 28, ст. 2)

  • Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.

(гл. 28, ст. 12)

  • Кто возделывает землю свою,  тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.

(гл. 28, ст. 19)

  • Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

(гл. 29, ст. 5)

  • Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

(гл. 29, ст. 11)

  • Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

(гл. 29, ст. 22)

  • Три вещи непостижимы для меня, и четырёх я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к сердцу женщины.

(гл. 30, ст. 18 )